+7 (495) 728-02-87  
  +7 (903) 728-02-87

   kart-el@mail.ru
WhatsApp Viber: 89037280287

История алмазного сверления железобетона в СССР

Развитие народного хозяйства на 1977 - 1981 годы предусматривало значительное повышение рабочих ручными машинами и средствами малой механизации.

Уже тогда технология алмазного сверления получала все большее распространение. В нашей стране СССР алмазное сверление в больших объемах применялось на строительстве:

  • Дома Советов РСФСР
  • фирмы Восход
  • Московского завода пневматического инструмента
  • комплекса издательства Правда
  • таксомоторного парка на 1000 машин
  • НИИТАвтопрома
  • Всесоюзного онкологического центра
  • Олимпийских объектов столицы
  • при реконструкции Дома кино
  • завода Серп и молот
  • автозавода им. Ленинского комсомола
  • автозавода им. Лихачева
  • аэропортов Шереметьево и Домодедово
  • других сооружений

Наиболее крупные объемы алмазного сверления выполнены на автозаводе им. Ленинского комсомола (АЗЛК). Здесь просверлено более 15 000 отверстий и шпуров диаметром от 50 до 160 мм, главным образом для крепления технологического оборудования с помощью конических самоанкерующихся болтов и для образования монтажных проемов. Алмазное сверление выполнялось в железобетоне марки М300 передвижными станками ИЭ-1801 Одесского завода строительно-отделочных машин.

В дальнейшем, для повышения скорости и глубины сверления станок ИЭ-1801 был модернизирован - применен прямоточный электропривод с мощностью двигателя 4 кВт, диаметр сверления отверстий доведен до 200 мм, производительность слесаря-оператора возросла в 2-2,5 раза. Экономическая эффективность от применения модернизированного станка при выполнении 6 200 отверстий в год составила более 23 500 руб.

Станок алмазного сверления ИЭ-1801
Серийное производство начато в 1967 году. Станок получил широкое применение при реконструкции и строительстве в СССР. Для повышения устойчивости и жесткости станка во время сверления, его комплектовали грузами. Изготавливался на Одесском заводе строительно-отделочных машин.

Диаметр сверления: 50-125 мм
Глубина сверления - 280 мм
Мощность двигателя - 2,2 кВт
Напряжение - 220 В
Масса без грузов - 140 кг
Масса с грузами - 200 кг
Длина - 1400 мм
Ширина - 510 мм
Высота - 1120 мм

Станок алмазного сверления ИЭ-1805
Для необходимости сверления отверстий диаметром 85-160 мм был создан станок ИЭ-1805, который отличается от ИЭ-1801 повышенной кинематической жесткостью, исключением попадания охлаждающей жидкости в редуктор, меньшей массой и увеличенной мощностью.

Диаметр сверления: 85-160 мм
Глубина сверления - 380 мм
Мощность двигателя - 3 кВт
Напряжение - 220/380 В
Масса без грузов - 130 кг
Масса с грузами - 200 кг
Длина - 1250 мм
Ширина - 600 мм
Высота - 1420 мм

На автозаводе им. Лихачева (ЗИЛ) выполнено более 84 000 отверстий и шпуров диаметром от 20 до 160 мм в бетоне и железобетоне марки М300. Шпуры сверлили под самоанкеруюшиеся болты для крепления технологического оборудования автоматических линий. Алмазное сверление осуществлялось станками ИЭ-1801.


При строительстве Дома Советов РСФСР (Белый Дом) традиционные способы образования монтажных и технологических отверстий практически были полностью исключены. С помощью алмазного сверления выполнено более 384 000 отверстий и шпуров диаметром 20-160 мм в перекрытиях и стенах для монтажа оборудования, технологических линий и инженерных коммуникаций, связи.


Для этих операций использованы станки ИЭ-1801, ИЭ-4353 и электрическая машина МС-50М.

Годовая сравнительная экономическая эффективность алмазного сверления по отношению к пробивке отбойными молотками составила более 27 000 руб., годовое снижение затрат труда 3 750 чел. дней.

Станок алмазного сверления ИЭ-4353
Чтобы сверлить угловые отверстия в 3-5 см от стены для санитарно-технических трубопроводов, был разработан консольный редуктор, поэтому появилась новая модификация станка ИЭ-1801 - станок ИЗ-4553. Он был предназначен для сверления вертикальных отверстий диаметром до 80 мм.

Диаметр сверления: 25-80 мм
Глубина сверления - 300 мм
Мощность двигателя - 2,2 кВт
Напряжение - 220/380 В
Масса - 125 кг
Длина - 1050 мм
Ширина - 465 мм
Высота - 1180 мм

Машина для алмазного сверления МС-50М
Машина МС-50М была предназначена для ручного сверления алмазными кольцевыми сверлами в бетоне, кирпиче, камне, кафеле, керамике, гипсолите и других строительных материалах. Основными ее узлами являются корпус, встроенный электродвигатель, одноступенчатый редeктор и приспособление для алмазного сверления.

Диаметр сверления: 20-50 мм
Глубина сверления - 270 мм
Мощность двигателя - 1,1 кВт
Напряжение - 36 В
Масса без грузов - 10,5 кг
Длина - 780 мм
Ширина - 400 мм
Высота - 140 мм

На строительстве одного из столичных комплексов сооружений в качестве облицовочного материала применили гранит Янцевского месторождения. В блоке размером 150x350x550 мм проектом были предусмотрены два монтажных отверстия диаметром 25 мм и глубиной: одно отверстие сквозное на высоту блока 350 мм, второе несквозное (шпур) глубиной 200 мм.

Сверление осуществлялось двумя станками с прямоточными электроприводами и алмазными сверлами СКА-2-2 диаметром 25 мм.


Для достижения заданной проектом точности были разработаны и изготовлены два кондуктора, в которые устанавливали по одному гранитному блоку. Сверлили на следующих рациональных режимах: частота вращения 1300 мин -1, осевая нагрузка на сверло 400 Н, расход промывочной жидкости (воды) 3-5 л/мин.

При этом скорость сверления блока составила 3 см/мин, а стойкость сверла 5-6 м. Общий объем работ составил более 2 700 отверстий. На этом же объекте для технологических и энергетических магистралей в железобетонных конструкциях марки М300 просверлено более 2 500 отверстий диаметром 100 мм на глубину 300 мм. Работали станком ИЗ-1801, сверлами СКА-2-2 диаметром 100мм.


Для централизованного применения алмазного сверления в одном из строительных управлений в конце девятой пятилетки был создан специализированный участок Государственного строительно-монтажного объединения №1 Главмоспромстроя в количестве 40 чел. Участком руководил старший прораб.


Накопленный специализированным участком опыт передан более чем 70 крупным строительным организациям в 47 городах страны. Среди них: Петропавловск-Камчатский, Мирный, Мурманск, Алма-Ата, Ташкент, Краснодар, Минск, Ленинград, Днепропетровск, Хабаровск, Киев, Ереван, Орджоникидзе, Фрунзе.